«Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию»
В современных условиях перехода к Федеральным государственным образовательным стандартам меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально- педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и образования дошкольника. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами.
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
К. Д. Ушинский писал о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.
Важна и другая позиция в характеристике кадрового обеспечения системы образования. Это непрерывность профессионального развития педагогических работников.
В психологии категория «развитие» трактуется как созревание; – развитие как искусственная, специально конструируемая «деятельность развивания»; – развитие как саморазвитие «…как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. И с этой точки зрения подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» [3;109].
Актуальным вопросом было и остается в настоящий момент времени, создание мотивации для педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию, эффективно использовать все формы повышения квалификации педагогов начиная с курсов и заканчивая самообразованием.
Под новым педагогическим профессионализмом, следует понимать характеристику педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности, способного не только продуктивно реализовать профессиональную педагогическую деятельность, достигая востребованных в обществе результатов и эффектов, но и рефлексировать ее основания и средства, строить ее собственными педагогическими средствами на основании собственного содержания образования, преобразовывать ее, проектировать, исследовать и управлять ею. Главным условием формирования нового педагогического профессионализма становится выращивание педагога, способного к профессиональной самодеятельности, самообразованию, саморазвитию [2;272].
Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития. В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития.
В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов. Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.
К. Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Методическая работа в ДОУ должна быть направлена на активизацию личности педагога, на совершенствование его творческой деятельности, на актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, в основу которых ложатся достижения науки, передовой педагогический опыт. Это способствует повышению профессионального мастерства каждого педагога, формирует коллектив единомышленников.
Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию строится из следующих направлений:
1. Методическая работа в детском саду строится с изучения нормативно-правовой базы.
2. Изучения научно-методической литературы по данному вопросу.
Решение вопроса по формированию мотивации к профессиональному саморазвитию возможно лишь на основе изучения психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, что и является основным предметом исследования психологии труда [1;85].
Как показывает практика, педагогам необходима эмоционально – психологическая поддержка, формирование мотивации - как основного стержня к саморазвитию педагога, его стремление к достижению новых вершин в педагогике, личной жизни.
3. Проведение самодиагностики и выявление затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов. Эффективными методами и формами изучения личностных и деловых качеств работников помимо анкетирования также являются: беседы с педагогами по различным вопросам организации педагогического процесса, психолого – педагогическим проблемам, анализ педагогической документации, наблюдение, сравнение.
Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности (одни занижают, другие завышают).
4. Определение форм организации методической работы с педагогическим коллективом на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей.
Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:
• групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.);
• индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.).
Главной целью является создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов, развития творческих способностей, через организацию методической работы направленной на формирование мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
1. Обеспечение соответствия нормативно-правовой базы по действующему законодательству и статусу учреждения.
2. Определение профессиональной компетентности педагога, его индивидуальности.
3. Организация методической работы по обучению педагогических кадров, через реализацию эффективных форм и методов по формированию мотивации педагогов к профессиональному саморазвитию.
4. Организация обобщение педагогического опыта.
Этапы и условия профессионального саморазвития на основе индивидуально - дифференцированного подхода с учетом показателей:
• Стажа, образования, опыта педагогической работы.
• Наличия квалификационной категории.
• Организации образовательного процесса и работы с детьми.
• Прохождение курсовой переподготовки, посещение курсов и семинаров, участие в методической работе ДОУ и района (РМО).
• Наличие собственного опыта работы.
• Особенности личностных качеств воспитателя (учет психологических особенностей – активности, творческих способностей, коммуникативности и др.).
Работа выстраивается поэтапно.
1 этап. Информационно – аналитический. Включает в себя прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, получение высшего профессионального образования, посещение лекций, изучение научной и учебно-методической литературы. Итогом данного этапа становится формирование у педагога совокупности теоретических знаний:
-внедрение в практику (полученные знания педагог использует на практике).
-представление опыта работы по теме. (доклад для Педагогического совета учреждения, подготовка консультационного материала для родителей, разработка конспекта занятий с детьми, выступление на родительском со собрании).
2 этап. Реализация форм и методов методической работы по обучению и развитию педагогических кадров, повышение квалификации.
Содержание методической работы по повышению профессиональной компетентности осуществляется через использование разнообразных форм и методов работы.
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
• Консультации.
• Семинары.
• Беседы с педагогами.
• Работа творческих групп.
• Выставки в методическом кабинете.
Определены пути и средства реализации:
• Самообразование.
• Аттестация.
• Взаимоконтроль.
В работе используются индивидуальные и групповые формы взаимодействия с кадрами
Коллективные:
• семинары и семинары-практикумы;
• консультации;
• смотры конкурсы;
• творческие группы;
• тренинги;
• круглые столы;
• решение педагогических кроссвордов и ситуаций;
• анализ детской деятельности;
Индивидуальные:
• самообразование;
• индивидуальные беседы и консультации;
• курсовая переподготовка;
• участие в методических объединениях;
• выступления на семинарах;
• творческие задания;
• обобщение педагогического опыта;
• организация работы по запросам родителей (законных представителей) воспитанников.
Подробнее рассмотрим некоторые формы работы с педагогами, реализуемые в ДОУ.
• Консультация является одной из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошедшая в практику. Они бывают:
консультации индивидуальные и групповые;
консультации по основным направлениям работы всего коллектива,
по актуальным проблемам педагогики,
по заявкам воспитателей и т. д.
Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.
Используя разные методы при проведении консультаций, нужно ставить задачи не только передачи знаний педагогам, но и стремимся сформировать у них творческое отношение к деятельности. Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации формулируются вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.
В зависимости от уровня квалификации педагогов определяется, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.
Примерные темы следующих консультаций:
• Планирование воспитательно-образовательной деятельности.
• Формы оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками.
• Развитие социально-нравственных качеств личности дошкольников через ознакомление их с произведениями художественной литературы.
• Формирование выразительных средств языка при ознакомлении детей с художественной литературой.
• Фоновая музыка в жизни дошкольного учреждения.
• Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня.
• Технология закаливающих мероприятий в летний период.
• Ознакомление детей с правилами дорожного движения.
• Оборудование групп к новому учебному году (перспектива) и др.
Консультации для воспитателей групп раннего возраста
• Успешная адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада
Семинары и семинары-практикумы
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду. В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и составляется подробный план работы. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинский персонал.
Работа творческой группы. С целью создания условий профессионального развития и творческого поиска педагогов. Специалисты ДОУ координируют свою работу при разработке методических рекомендаций по актуальным вопросам воспитания и обучения детей.
Деловая игра
В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе. Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
Круглый стол
Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Нами продумываются и подготавливаются вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.
Реализацией саморазвития является работа по самообразованию.
После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения у педагога, необходимо сформулировать тему по самообразованию.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых, достигнут этот результат, поэтому оформляется методическая копилка, которая является своеобразным информационным банком, где могут храниться разнообразные материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр). Происходит стимуляция педагога к осуществлению инновационной деятельности и саморазвитию.
Обобщение педагогического опыта – это гордостью каждого педагога. Его формирование происходит постепенно, с ростом профессионального мастерства.
Рассмотрение сущности и методики организации, проведения работы по подготовке к профессиональному саморазвитию позволяют выделить принципы функционирования и реализации модели профессионального саморазвитию педагогов:
· принцип системности – саморазвитие педагога должно функционировать как целостная педагогическая система;
· принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных характеристик педагогов, построение индивидуальной траектории их профессионального самосовершенствования и саморазвития;
· принцип сознательности и активности – стремление к саморазвитию призвано мобилизовать активность педагогов.
Эффективность деятельности педагогического коллектива ДОУ по развитию образовательного потенциала будет достигнута, если конструировать ее, как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ. При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности в достижении успеха, к саморазвитию своих способностей и желание к познанию нового и быть значимы.
Список используемой литературы.
1. Голиков Н. А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации
// Вестник ТюмГУ. 2004. N 2 с. 85-86
2. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. – 2-е изд., переработ. и допол. – Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005, с. 272
3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. с. 193
4. //Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения N 3 2009
5. По материалам Лекции N 5 Белая К. Ю
Организационные основы эффективной методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении