Инновационные технологии

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения

 Актуальность.

Дети больше других подвергаются опасности на дорогах. Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

В детском саду ребенок усваивает основные понятия дорожного движения, и учится важнейшим правилам поведения на дороге. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Остается актуальным поиск эффективных современных технологий по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.

В век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования важно ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ).

Использование инновационных технологий в работе по овладению детьми правил поведения на дороге должно осуществляться в интересных для них видах деятельности.

Цель: формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности, элементарной дорожной азбуки.

Задачи:

1. Развивать у детей способность к изучению правил поведения, как на улице, так и в транспорте, самостоятельно принимать нужные решения.

2. Формировать представления об опасных ситуациях для человека и окружающего мира природы и способах поведения в них.

3. Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участникам дорожного движения.

4. Воспитывать личность, способную проявлять осторожность и осмотрительность.

Педагогические технологии, используемые в работе по обучению старших дошкольников ПДД.

Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. В творческой мастерской деятельность детей направлена на развитие способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании.

При обучении детей правилам дорожного движения используется дифференцированный подход, учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

Средством достижения поставленных образовательных задач являются современные инновационные технологии работы с детьми:

Игровая технология.

Технология направлена на двигательную, игровую, коммуникативную, музыкально-художественную деятельности. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

С помощью игры дети учатся умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов.

Дети составляют рассказы о дорожных ситуациях, применяя иллюстрированный материал. В подвижных играх не только обогащается жизненный опыт детей, но и совершенствуются двигательные навыки и умения, ловкость, быстрота, координация движений. В совместной и самостоятельной игровой деятельности дети создают макеты улиц, парковок.

В группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр.

Технология проектной деятельности.

Технология направлена на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельности.

Применение проектной деятельности открывает детям основы безопасного поведения на дорогах.

В условиях проекта «Добрая дорога детства» дети учатся различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепляют правила поведения в пассажирском транспорте.

Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Дорожные знаки», чтение художественной литературы, дидактические игры «Машины нашего города», «Какой предмет лишний», изготовление машин и использование их в самостоятельной игровой деятельности.

Информационно-коммуникативная технология.

Технология направлена на коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельности.

Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, насыщенным. Использование мультфильмов, презентаций, детских передач позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей.

Этапы работы над проблемой:

1. Изучение методической литературы по данной проблеме.

2. Планирование.

3. Создание условий для обучения детей правилам дорожного движения.

4. Диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.

Ожидаемый результат.

• ребенок соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте;

• ребенок различает и называет виды транспорта и объясняет их назначение;

• ребенок узнает и называет дорожные знаки, понимает значения сигналов светофора;

• ребенок различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра».

Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.

Методы и приемы, реализуемые в работе:

• словесные приёмы – рассказ взрослого из личного опыта, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого, проблемные ситуации;

• игровые приемы – дидактические игры, игровые упражнения, игры – соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр;

• наглядные приемы – иллюстрации, видеоматериалы, фотографии;

• художественное слово – стихи, сказки, загадки, рассказы;

Предметно-развивающая среда.

Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:

• наглядно-дидактический материал для сюжетно-ролевых игр, тематические альбомы и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации, художественная литература;

• уголки безопасности в группе;

• игрушки различных видов транспортных средств.

Разработаны методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для родителей.

Организация работы с родителями.

Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей вырабатываются твердые навыки культурного поведения на улице. Дисциплинированность и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Для этого:

• в уголке для родителей размещены материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы);

• разработаны материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;

• проведены родительские встречи с показом фрагментов занятий, консультации с участием инспектора ДПС;

• родители привлечены для участия в проектной деятельности.